Как привить ребёнку трудолюбие

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

     Как привить ребёнку трудолюбие

 

 

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами трудовой деятельности, ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Родителей волнует вопрос подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. И это понятно. Учебный труд требует напряжения, усилий, настойчивости, умения добиваться результата. К этому новому виду труда дошкольника готовят не только в процессе занятий, но и при выполнении любых трудовых заданий.

Дети старшего дошкольного возраста, как правило, хорошо владеют навыками самообслуживания и простейшего хозяйственно – бытового труда. Основной формой организации их труда являются постоянные обязанности: уход за своей одеждой, обувью (чистят щеткой верхнюю одежду и обувь, уборка постели, стирка мелких вещей (носков, носовых платков и т. д., пришивание пуговиц, петель. Они выполняют работу, имеющую значение для всех членов семьи: накрывают на стол и убирают со стола, моют чайную посуду, вытирают пыль и т. д.

Если интерес к порученному делу угас, можно дать другую работу. Когда в семье двое – трое детей, обязанности по дому распределяются между ними. Для лучшей организации труда можно ввести дежурства. Хорошим стимулом интереса детей к труду является соревнование.

Учитывая возросший опыт детей 6 – 7 лет, их знания и навыки, при обучении новым умениям надо реже использовать показ, предоставлять детям большую самостоятельность. Однако, контроль взрослого при этом необходим. Повышаются требования к качеству выполненной работы. Оценка ее должна быть доброжелательной, эмоциональной.

Особое значение имеет труд старших дошкольников вместе со взрослыми. Дети всегда стремятся участвовать в работе родителей, и это стремление надо поддерживать. В совместном со взрослыми труде ребенок перенимает у них способы работы, отношение к ней. Старшие дошкольники помогают родителям убирать квартиру. Например, мать моет пол, ребенок вытирает пыль с мебели; или мать моет посуду, а ребенок вытирает ее и т. п. Во время приготовления пищи дети моют овощи, режут вареные овощи для салата или винегрета. Детям 6 – 7 лет можно поручить чистить клетки с животными и птицами, давать им корм и воду, они могут вместе с родителями менять воду в аквариуме, во время работ в саду и на огороде рыхлить землю, делать клумбы и грядки. Сеять семена, высаживать рассаду, пропалывать, прореживать.

Повышают интерес к этому труду, способствуют развитию мышления детей рассказы о жизни животных и растений, целенаправленные наблюдения в природе. На прогулках в парк, лес можно собрать интересный природный материал – шишки, желуди, высохшие сучки, которые пригодятся для изготовления поделок. Хорошо, если в семье дети любят заниматься вышиванием, шитьем. С большим интересом ребенок старшего дошкольного возраста занимается ручным трудом. Время от времени родители вместе с детьми проверяют игрушки, книги, разорвавшиеся чинят и подклеивают.

Расширение представления детей старшего дошкольного возраста об окружающей действительности, большая способность к обобщению, их собственный опыт участия в посильном труде позволяют раскрыть перед ребенком общественную значимость труда, взаимосвязь в труде многих людей. Так, на примере создания книги можно рассказать детям, что над ней потрудились много людей: писатели, художники, рабочие типографии, бумажной фабрики, что благодаря их совместному труду книга получилась такой интересной, красочной и красивой.

Чтение художественной литературы также способствует формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему.

Если на протяжении всего дошкольного возраста родители уделяют должное внимание трудовому воспитанию детей, у них формируются трудовые навыки, эмоционально – положительное отношение к делу.

Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый взрослым, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение еще и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в ее достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.

В начале работы дети, намечая самостоятельно ее содержание, мало сообразуются со своими возможностями и ставят нередко такие цели, которые они не в состоянии осуществить. Иногда материал «ведет» за собой ребенка. Начав делать игрушку, ребенок увлеченно трудится над ее изготовлением, но попавшая в его руки новая делать наталкивает его на создание нового другого предмета и определяет дальнейший ход деятельности. С этой особенностью нельзя не считаться, но крайне важно научить детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подобрать заранее весь необходимый материал. Надо обсудить с ребенком, что он будет делать, как он собирается выполнять задуманное. Поэтому подбор деталей, их измерение, заготовка являются очень важным моментом творческого труда детей дошкольного возраста.

Предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную ее отделку, а также быстрее получить нужный результат. При отсутствии достаточных умений они часто бросают работу, меняют замысел, легко становятся на путь подражания.

Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи.

В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом взрослый должен побуждать детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.

Дата последнего обновления страницы 07.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения