Играем и развиваем память

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Играем и развиваем память

 

 

Дети способны легко и быстро запоминать то, что взрослым иногда не под силу. Чтобы с возрастом это качество не было утрачено, родителям следует поддерживать и развивать его в ребенке. Что для этого нужно?

  Кроме соблюдения общих правил (разумная физическая активность, рациональное питание, полноценный сон), нужно регулярно заниматься с  ребенком. Помогая ему постоянно узнавать новое. Придерживаясь принципа «от простого к сложному», от интересного к еще более увлекательному. Тогда память будет постоянно развиваться. А процесс запоминания превратиться в увлекательную игру.

   Существуют специальные упражнения для развития детской памяти, подходящие для детей всех возрастов. Начинать такие игры можно уже в первый год жизни крохи, а особенно продуктивными такие занятия становятся в «возрасте почемучек» - от 3 до 7 лет.

   Родителям нужно помнить. Что у детей очень развито воображение. У маленького фантазера часто реальность перепутана с вымыслом, с выдумками, которые бесконечно рождаются в его голове. Вот это качество – образность мышления – и нужно использовать, предлагая ребенку упражнения на запоминание. Любое обучение должно происходить в форме игры. Вот несколько игр, с помощью  которых можно тренировать память ребенка.

«За покупками»

   Вы даете сыну или дочке задание сходить в магазин и купить продукты к обеду. Поскольку малыш еще не умеет писать, он должен запомнить список покупок. Медленно перечислить все, что он должен купить; пусть список для начала не будет длинным. А потом – мама превращается в продавца, к которому приходит маленький покупатель и повторяет все, что его просили принести из магазина.

«Ассоциации»

   Прекрасное подспорье в тренировке памяти – ассоциативное мышление. Его нужно развивать. Например, вы предлагаете ребенку слово, а он должен продолжить ассоциативную цепочку: машина – дорога, светофор, переход; дом – окна, двери, подъезд, лестница. Чтобы разнообразить игру, можно иногда предлагать ребенку сочинить  историю, в которой будут использоваться все перечисленные понятия.

«Картинки – запоминалки»

   Для этой игры нужно приготовить интересные  сюжетные картинки. Например, старые почтовые открытки. Ребенок должен рассмотреть картинку, а затем, уже не глядя на нее, рассказать, что на ней было изображено. Если хотите усложнить задание, то предложите ребенку нарисовать то, что он увидел. Ну, а в том случае. Если родители хорошо рисуют, они могут заготовить карточки – картинки заранее, изобразив на них привычные ребенку сюжеты – дачу, двор, игрушки.

«Память на кончиках пальцев»

   Подготовьте разные предметы: посуда, овощи и фрукты, домашняя утварь, игрушки. Завяжите ребенку глаза и по очереди давайте ему в руки предметы в определенной повторяющейся последовательности. Ребенок должен не только догадаться, что это за предметы, но и запомнить последовательность и повторить ее, разложив предметы закрытыми или открытыми глазами.

   Есть несколько правил,  выполнение которых поможет родителям успешно развивать память малыша:

O     Информацию,  подлежащую запоминанию, нужно повторить или прочесть вслух несколько раз, громко и четко;

O     Ребенок должен повторить .эту информацию сразу после прочтения взрослым;

O     Через  20 минут – полчаса следует еще раз повторить запоминаемую информацию;

O     Следующее повторение произвести через 8 – 10 часов;

O     Закрепить через день – два; можно пересказать эту информацию перед сном.

Родители должны понимать, что в возрасте 3 – 5 лет у детей уже четко прослеживаются способности к запоминанию. Память – один из важнейших факторов, демонстрирующих,  на сколько готов ребенок к школе. Поэтому очень важно развивать память и внимание, чтобы ребенок не отставал от сверстников. Тем более, что в дошкольном возрасте делать это можно легко и интересно.

   Ребенок взрослеет, и память его структурно изменяется: из ассоциативной она превращается в смысловую, и маленький человек уже начинает пытаться управлять своей памятью. Но навыков и приемов запоминания у него еще недостаточно, поэтому задача родителей – привить их сыну или дочке. Делать это нужно ненавязчиво, в игровой форме, но последовательно и постоянно.

   Для запоминания ребенку нужна достаточно сильная положительная мотивация. Вот несколько игр, позволяющих развивать память ребенка, используя положительную мотивацию.

«Что изменилось?»

   Разложите перед ребенком несколько игрушек, создав какую – то сюжетную композицию. Попросить ребенка посмотреть на игрушки и запомнить их взаимное расположение, затем поверните его спиной или попросите закрыть глаза и поменяйте элементы местами, добавьте или уберите одну – две игрушки. Когда ребенок повернется, он должен указать, что изменилось. Задание можно усложнять, постепенно увеличивая количество игрушек в композиции.

«Снежный ком»

   Эта игра, в которой слова накапливаются, как снежный ком. Например, мама говорит: «Мы едим на дачу, я беру с собой джинсы». Ребенок повторяет: «А я беру джинсы и футболку». Мама: «А я – джинсы, футболку и кроссовки». Смысл в том, чтобы ребенок каждый раз добавлял новое слово, при этом безошибочно повторяя последовательность предыдущих. Хорошо использовать эту игру для запоминания имен детишек в новой компании, например, в группе детского сада, в летнем лагере. В этом случае дети становятся в круг и передают друг другу мяч, при этом каждый следующий ребенок должен по порядку назвать имена предыдущих детей и свое собственное. Последний игрок должен назвать имена всех детишек в кругу.

Воспользовавшись примерами упражнений, вы легко сможете построить занятия на развитие памяти в игровой форме и разнообразить ваши игры с ребёнком. И тогда результат – прекрасная память ребёнка – будет достигнут легко и быстро.

Дата последнего обновления страницы 06.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»