На первый взгляд неотвратимое наказание за провинность кажется очень эффективным способом воздействия – во всяком случае, внешне. У ребенка выстраивается в голове четкая «связка» между его поступком и последствиями. При этом срок действия замечаний очень недолог, зато «шлейф» они оставляют крайне неприятный: обиду, тревогу, страх неудач…

   Еще хуже бывают ситуации, когда взрослые проявляют грубость, злость и стараются унизить маленького человека. Фразы «Ты мне надоел», «Не могу тебя больше слышать» и так далее – страшный удар. Если же их произносят часто – эффект получается обратным: ребенок привыкает к ним и перестает реагировать. Да и взрослые, существенно теряют свой авторитет.

    И еще один неприятный «сюрприз»: когда ребенок видит, что взрослый срывается на крик, грубит или даже готов шлепнуть малыша, вряд ли это станет наглядным примером хорошего поведения, при таком подходе ребенок просто не поймет, что кричать и драться неправильно и нехорошо.

   По сути, наказание должно стать для ребенка сигналом и заставить его задуматься над своим поступком, понять, что именно он сделал не так и почему это действительно плохо.

   При таком подходе взрослые перестают восприниматься как диктаторы, напротив – они транслируют свой жизненный опыт и выступают защитниками определенных правил поведения в обществе.

Как же правильно наказывать ребенка?

O  Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретиться с безусловностью правила, тем лучше.

O  Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит. Что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

O  Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают. Но и ожесточают ребенка. Они не прививают, а. напротив разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

O  Важно помнить, что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение. По возможности не пропуская.

O  Нужно объяснить ребенку смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

O  Наказание нужно назначать относительно в спокойном доброжелательном тоне.

   Психологи советуют запомнить несколько правил

поощрения детей:

O  Хвалить ребенка надо чаще, чем осуждать, стараться подбадривать его, а не подмечать неудачи: вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что ситуация зашла в тупик.

O  Чтобы дети верили в свой успех, в это должны верить и взрослые.

O  Будьте последовательны: если вы что – то запретили вчера. Не разрешайте это делать сегодня.

O  Взрослые должны выступать «единым фронтом»: запреты и разрешенные вещи должны быть одинаковыми.

O  Агрессию ребенка можно «погасить» своим спокойствием.

O  Попытайтесь понять ребенка и оценить поступок с его позиции.

O  Если у вас есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

O  Если вы пообещали ребенку какое – либо поощрение – сдержите слово, в противном случае он перестанет вам верить.

   Помните пословицу «Доброе слово и кошке приятно»? А теперь представьте, как просто сделать теплее и лучше жизнь самых близких нам людей – детей. Есть хорошая традиция: каждый вечер садится вместе с ребенком и обсуждать прошедший день. И даже если у ребенка в этот день не было серьезных удач, родители должны постараться найти повод, чтобы поддержать и похвалить его хотя бы за мелочи. Результат будет впечатлять: спокойные, уверенные в себе дети, которые не боятся подойти к родителям за советами, делятся с ними своими проблемами и знают, что всегда могут рассчитывать на их поддержку.

А не этого ли собственно все мы добиваемся?