Детство человека тесно связано со сказками. В жизни ребёнка они имеют огромное значение. Это неисчерпаемый источник мудрости. Сказки не только развивают эмоциональную сферу, диалогическую речь,  но и учат находчивости, смекалке, сообразительности, добру, благородству, честности, состраданию, сочувствию. Сказки развивают память, воображение, помогают победить страхи. Сказки играют важную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его поведения. Сказки формируют представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, знакомят с опасными ситуациями, позволяют увидеть, к чему приводит нарушение правил:

1. Прочитайте сказку, спросите ребёнка, о чём она (помните о необходимости разъяснения ребёнку смысла незнакомых ему слов и речевых оборотов, используйте словари).

2. Выложите перед ребёнком карточки с героями сказки, добавив персонажей других сказок. Предложите определить, кто из героев не из этой сказки.

3. Предложите ребёнку раскрасить героев сказки (каждого героя на отдельной карточке), для этого можно воспользоваться раскрасками из интернета.

4. Вырежьте фигурки из карточек, сделайте для них подставки, используя игрушки и подручные средства, оборудуйте настольный театр по сказке.

Формирование умения следить за развитием сюжета

Предложите ребёнку рассказать сказку вместе с вами (один начинает, другой продолжает), по ролям.

Выложите несколько сюжетных картинок либо вырезанные ранее фигурки сказочных героев, с которыми Снегурочка встретилась в лесу. Предложите ребёнку сыграть в игру «Что сначала, что потом?», разложить картинки по порядку.

Прерывайте чтение вопросами типа «Что было дальше?», учите ребёнка видеть и рассказывать повторившиеся фрагменты.

Анализ поведения героев.

Выберите в сказке описания поступков героев, организуйте их обсуждение, помогите ребёнку понять, почему герой поступил так, а не иначе, дать оценку с точки зрения разных героев правил безопасности. (Варианты вопросов для обсуждения: «Почему Жучка пустила лису в хлев? Как ты думаешь, хорошо ли поступила лиса? Почему дед прогнал со двора Жучку? Почему старики не хотели отпускать Снегурочку? Кто их убедил отпустить её? Почему Снегурочка заблудилась в лесу? Кто уговаривал Снегурочку слезть с дерева? Почему Снегурочка не пошла с медведем, волком и лисой? Правильно ли она поступила? Что могло случиться,  если бы Снегурочка поверила им? Почему Снегурочка  поверила Жучке?»).

Организуйте игру: «Угадай, кто это»: предложите вниманию ребёнка описание поведения героя сказки, предложите догадаться, кто это. Помогите ребёнку составить подобную загадку для вас.

Организуйте игру «Добрый – злой»: предложите выбрать героев сказки, которых можно назвать добрыми или злыми, пояснить свой выбор. Помогите ребёнку увидеть условность этих понятий, значение добрых и злых героев в сказке.

Моделирование стратегий безопасного поведения.

На основе выделенных ранее проблемных ситуаций (Жучка пустила в курятник лису; Снегурочка потерялась в лесу; звери уговаривают Снегурочку слезть с дерева и др.), продумайте и обыграйте при помощи настольного кукольного театра или мягких игрушек сюжетные решения (как нужно было поступить Жучке; как Снегурочке не заблудиться в лесу и т. д.). Знакомьте ребёнка с соответствующими речевыми конструкциями, моделями безопасного поведения.

С помощью настольного театра с использованием персонажей сказки отработайте сюжеты из реальной жизни. Объясните ребёнку, кому из близких людей и друзей семьи ребёнок может доверять в той или иной ситуации, как с ними можно связаться.

Организуйте проведение интервью среди членов семьи, предложите ребёнку пересказать отрывки из сказки и расспросить близких, как каждый из них поступил бы в той или иной ситуации на месте персонажа.

Родителям предлагаю опробовать предложенные и разработанные ими приёмы работы на материале одной из любимых ребёнком сказок.