Как развивать любознательность у ребёнка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Как развивать любознательность у ребёнка

 

Все дети по своей природе очень любознательны, и часто их детские «отчего», «почему», «зачем» сыплются «как горох из мешка». Мы, взрослые, не всегда успеваем отвечать нашим почемучкам. И не правы бывают те взрослые, которые спешат отделаться отговорками типа «подрастешь – узнаешь».

Развитие познавательного интереса и любознательности осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).

Если ребенка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, склонность. Это важно для того, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Бережно относитесь к интересам ребенка. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы. И пик вопросов приходится на возраст 4,5 – 5, 6 лет.

Вот несколько «золотых» правил для родителей, которые помогут развивать любознательность ребенка и желание всегда учиться:

1.Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них.

2.Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее.

3.Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир.

4.Дайте возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления.

5.Поощряйте фантазии и импровизации ребенка.

6.Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность.

7.Обучая ребенка, играйте с ним.

Как отвечать на детские вопросы:

> Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

> Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

> Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

> Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

> Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

> Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

> Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Каждый из нас дома может найти много различных предметов и веществ, способных заинтересовать ребёнка. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. И нужно просто не полениться и помочь малышу получить ответ на вопрос. Ну, например, ребенок, слыша раскаты грома, и видя вспышки молнии, спрашивает «что такое гром? и откуда берется молния? ». Объяснять это ребенку долго, да и непонятно для него. А можно это просто ему показать. Возьмите два надутых воздушных шарика, шерстяной шарфик. Потрите шарики шарфиком и поднесите их друг к другу, и ребенок услышит легкое потрескивание и увидит «искрение». Вот вам и гром и молния. А ребенок увидит две тучки, которые наэлектризовались и столкнулись друг с другом. При этом появилась «молния» и раздался гром. И малышу понятно.

Благодаря таким маленьким исследованиям, ребенок учится познавать живую и неживую природу. И первым помощником ему в этом деле, будете вы. Ищите! Экспериментируйте! Развивайте детскую любознательность, и ваш ребенок будет вам благодарен!

Если вы хотите провести с ребенком эксперимент, чтобы дать ответ на очередное «почему», задайте ребенку вопросы типа, «а, как ты думаешь, что будет, если… », и обязательно обсудите ответы на них. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Это поможет ребенку усвоить полученные знания и будет способствовать развитию его логического мышления, любознательности и сообразительности.

Что же может понадобиться для проведения опытов с детьми?

Все, что можно найти на кухне; баночки разной формы и ёмкости, кастрюли, крахмал, сахар, соль, лимон, чай, соломинки для напитков. А еще предметы, которые есть в доме: свеча, магнит, увеличительное стекло, бумага, ножницы, пипетка и йод из аптечки, и ещё много разного. При помощи этих простых предметов, вы можете доказать ребенку, отчего и как происходят различные превращения. Ребенку дали чай, а мама положила в чашку кусочек лимона, и через некоторое время ваш малыш заметил, что цвет чая в чашке изменился. Чудеса! Почему? Объясните ребенку, что это кислота, содержащаяся в лимоне, изменила цвет чая. Или возьмите картофелину, разрежьте её пополам и капните на одну половинку капельку йода из пипетки. И ваш почемучка увидит новые превращения. Это будет для ребенка небольшим сюрпризом, праздником.

Дети очень любят что – либо мастерить вместе с родителями, а сделать открытие вместе с папой или мамой, что может быть еще интереснее? Ваши почемучки проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует проявлению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз вы даёте детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию.

 

Дата последнего обновления страницы 07.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения