Развитие детских эмоций и чувств

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

     Развитие детских эмоций и чувств

 

   

       Эмоции маленького ребенка непроизвольны и преобладают над осознанными действиями в его жизни. Эти чувства яркие и непосредственные, могут быстро возникнуть и также быстро исчезнуть, могут быть слабо выражены, а могут вспыхнуть в полной мере. Такая быстрая перемена эмоционального состояния характеризуется склонностью ребенка к перепадам настроения, которое крайне неустойчиво. Он часто обижается на что-либо и может заплакать, потом очень быстро забывает о своих обидах и уже слезы превращаются в улыбку. Эмоциональная сдержанность и слабое внешнее проявление своих чувств характерно только для детей старшего школьного возраста.

Малыш легко подвергается разнообразным чувствам, может испытывать симпатию, любовь, сострадание, болезненно переживает тревожные ситуации, понимает, когда его хвалят. На развитие эмоций ребенка влияют самые разнообразные факторы, среди которых обстановка в семье, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, наличие необычных новых впечатлений. Получается, что чем разнообразнее жизнь ребенка, тем быстрее он учится контролировать и развивать свои чувства.

Предлагаю вам  игры для развития умения различать эмоции.

 

«Пиктограммы»

        Для этой игры необходимо изготовить набор карт – пиктограмм. Понадобится два набора карточек, один целый, а другой нарезанный.

        Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный).

        Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.

        После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и не показывая ее другому ребенку, называет настроение. Второй ребенок должен найти карточку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.

        Эта игра направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Беседа «Способы повышения настроения»

       Обсудите с ребенком, как можно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело, нарисовать себе картинку и т.д.).

«Мимическая гимнастика»

       Цель – изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительности мимики.

       Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться). Расслабиться.  Сохранить лоб гладким в течении 1 минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно – равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).

«Волшебный мешок»

         Цель: осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

         Перед игрой обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то т.д. Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается.  Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.

        Можно использовать еще один волшебный мешок, из которого ребенок может взять себе положительные эмоции, которые он хочет.

«Рисуем настроение музыки»

         Цель: формировать умение выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.

         После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.

«Дневник настроений»

         Цель: усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоционального состояния и умение выразить его словами.

         Заведите с ребенком «дневник его настроений» - общую тетрадь, в которой вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течении дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения, например:

      - веселое, радостное настроение;

      - немного грустно, хочется помолчать, подумать;

      - грустно и скучно, хочется поплакать.

Вы можете вместе с ребенком  продумать свои обозначения или расширить эти.

«Музыка и эмоции»

        Цель: развитие понимания передачи эмоционального состояния и образного мышления.

        Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам:

- веселая – грустная;

- довольная – сердитая;

- смелая – трусливая;

- праздничная – будничная;

- задумчивая – отчужденная;

- бодрая – усталая;

- спокойная – взволнованная;

- медленная – быстрая;

- теплая – холодная;

- ясная – мрачная.

 «Рисуем эмоции пальцами»

        Цель: выражение осознания своего эмоционального состояния.

        Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать гуашь. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

«Угадай - ка»

         Цель: тренировка внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.

        Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается мячик. По выражению лица и по позе ведущий должен угадать у кого мячик. Передача мяча прекращается после звукового сигнала.
Дата последнего обновления страницы 05.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»