ГОВОРИТЬ КРАСИВО!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

        ГОВОРИТЬ КРАСИВО!

 

 

Каждый родитель не без содрогания ожидает день, когда его ненаглядное чадо «принесет» домой неожиданное крепкое словцо.

Неудачное пополнение словарного запаса у кого-то случается с походом в детский сад, у кого-то «подбирается» в песочнице, а некоторые малыши усваивают ненормативную лексику не выходя из дома. Цель этих размышлений-понять, как развивать у ребенка гармоничную и красивую речь и что делать в экстренных случаях.

НЕОЖИДАННОЕ РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИКОНА

          Да, оно происходит буквально как сюрприз. Чаще всего кроха, не понимая, с удовольствием произносит двусмысленные и даже скверные слова. Новое звучание особенно интересно для ребенка, и он стремится пробовать необычные обороты вновь и вновь. Отчасти этому способствуют следующие  моменты :  реакция некоторых взрослых, которые умиляются коверканному произношению бранных слов за счет особенной детской артикуляции. Родители смеются, иногда просят повторить еще. Со стороны выглядит чудовищно, но это явление имеет место. Дети видят положительный эффект от сказанных слов, видят, что веселят взрослых, и, конечно, стремятся повторить свои «успехи»; реакция некоторых детей, которые вроде бы уже понимают, что говорят лишнее и нехорошее. Тяга преступить запретную черту становится от этого еще больше. Похихикать в углу и сказать на ухо дружку несколько запретных слов становится для деток чем – то вроде закрытого «кружка для своих». Как тут устоять при развивающейся потребности в социальной поддержке? Личные эксперименты ребенка с речью и языком. Они допускают множество вариантов, включая не самый приглядный – заимствование в лексический запас бранных и неблагозвучных слов; наконец, мат из детских уст может звучать по причине элементарного подражания. Особенно это касается детей от полутора до шести лет. Итак, если ваших ушей вдруг коснулось сомнительное слово, произнесенное белокурым пухлощеким чадом, действуйте – решительно, молниеносно, и грамотно. Итак, что же необходимо предпринять родителям?

БЕЗ ПАНИКИ!

          Бранные слова, исходящие от малыша, - это не повод для конфликта. Давайте рассматривать случившуюся ситуацию как прекрасный экзамен на родительскую мудрость и находчивость и разберем возможные варианты.

Устыжение. Если мы начинаем активно осуждать и стыдить ребенка (особенно при посторонних людях), мы добиваемся лишь роста эмоционального напряжения и тихой ненависти со стороны чада. Ребенок начинает чувствовать себя изгоем, недостойным любви, иными словами плохим. Но! Он не чувствует раскаяния за свои слова. Будьте уверены, стыдя кроху, вы не решите проблему мата, но еще более акцентируете на нем внимание. И скорее всего, услышите еще много новых слов в самом ближайшем будущем.

Поиск повода для регуляции всего поведения. Бывает так, что одно сказанное ребенком слово ведет за собой глобальные воспитательные меры. Ребенку вспоминают и то, что он сказал сейчас, и то, что он не убрал (разбил, испачкал) несколькими неделями раньше. В результате воспитательные меры разрастаются до вселенских масштабов, а изначальный повод (использование нецензурного слова) быстро забывается. Лучше всего действовать «точечно». Если вы принимаете решение разобраться с ребенком за сквернословие, то ограничьтесь только этим поводом и не сваливайте в кучу все провинности.

Заимствование бранной лексики. Выказывая негодование, не забудьте приструнить свою собственную речь. Иначе внушение, что нельзя говорить такие слова, этими же словами окажется в высшей степени неубедительным.

Культ личности. Если мы запрещаем говорить ребенку определенные слова, упираясь только на собственный авторитет («Потому что я запрещаю!»), будьте готовы к тому, что ребенок вас не услышит. Скорее всего, он запомнит вашу негативную реакцию и постарается скрыть от вас свою последующую бранную лексику, но едва ли кроха от нее откажется.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ТАКТИКА

         Применять адекватные меры – значит решить проблему сквернословия в ее зародыше и сохранить при этом нормальные отношения, полные любви и доверия.

Создаем положительный эмоциональный фон. Мат и бранные слова – это лексика экспрессии, выхода адреналина. Если в доме нервно, то, увы, вероятность непотребной лексики и у взрослых, и у детей высока. Только атмосфера любви, заботы и понимания снизит риск использования ругательств к минимуму.

Проявляем заинтересованность к жизни ребенка. Порой малыш использует бранную лексику с одной – единственной целью – привлечь внимание равнодушных родителей. Присмотритесь к ребенку повнимательнее, попробуйте включить в семейное расписание несколько часов досуга.

Если вы слышите мат от ребенка до 3 лет, попробуйте пропустить эти слова мимо ушей. Скорее всего, это лингвистическая проба, которая не закрепится. А лишнее внимание к ней в данном случае совершенно ни к чему.

Если вы слышите мат от ребенка 3 – 6 лет, стоит показать свое удивление происходящим. Скажите малышу, что ему эти слова   не идут, объясните, почему вы не хотите слышать эти слова, приведите примеры близких или известных людей, которые не любят мат.

Если ребенок сам спросил вас о значении матерного слова, постарайтесь не раздражаться, не ругаться, а объяснить. Да, объяснить доступными словами и сделать акцент на том, что так говорить на самом деле не принято (словом, повторить предыдущий пункт).

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ НАПОСЛЕДОК

Если ребенок «принес» матерные стишки и смеется над ними, попробуйте подобрать для них приличную рифму.

Переключайте внимание малыша с помощью неожиданных вопросов, прогулок, предложите поиграть, искупаться…

Подарите ребенку мир, полный ярких впечатлений и открытий, тогда грубости и глупости просто не найдется места.

Дата последнего обновления страницы 06.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»