1. Чтение сказок, стихов и потешек.

Читайте веселые стишки, потешки и сказки по несколько раз. Когда ребенок хорошо ознакомится с текстом, делайте паузу в конце строки, побуждая малыша закончить фразу. Вскоре ребенок сам сможет читать наизусть.

2. Пальчиковые игры

Очень эффективны пальчиковые игры для развития умений рассказывать, пересказывать, вести диалог. Также они способствуют улучшению координации движений рук.

3. Описывание действий.

Вместе с ребенком наблюдайте за каким-то действием, описывая все, что происходит. Например, описывает все, что они видят. «Посмотри на улицу! Там дети бегают очень быстро, шумно. А вон девочка идет в магазин медленно, спокойно. А ты что видишь? Чтобы ты хотел сделать? …». Важно, чтобы малыш тоже проявлял свою активность. Например, выполнить какие-то простые движения, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами: « А ты можешь бежать так же быстро, как дети на улице? Идти так же медленно, как девочка?…»

4. Разговоры по телефону

Разговоры по телефону хорошо развивают активную устную речь, так как жестами малыш показать ничего не может. Чтобы разговоры приносили пользу, при разговоре нужно задавать ребенку такие вопросы, на которые он смог бы ответить. Постепенно вводите более сложные вопросы. Не обязательно разговаривать по настоящему телефону. Моим детям, например, очень нравится имитировать телефонный разговор с помощью игрушечных телефонов.

5. Продолжение начатого.

Вы начинаете, что-то говорить, а ребенок продолжает или наоборот. Например, вы начинаете: «Вода — замерзает, льется, а еще…Человек — читает, кушает… Собака гавкает, бежит… Солнце – сияет, ласкает…».

Называйте 2 предмета или какие-то живые существа, а малыш подбирает общее для них описание. «Солнце и лампа – светят. Человек и обезьяна – кушают. Яблоко и груша – растут на дереве.».

Вы называете действие или предмет, а ребенок подбирает подходящие слова к нему. «Прыгает – лягушка, кенгуру… Апельсин – оранжевый, вкусный…».

6. Рассматривание и описывание картинок.

Рассматривайте с детьми картинки и задавайте наводящие вопросы. «Кто это такой? А что он делает?…» С возрастом усложняйте формулировку вопросов.

Показывайте картинки (можно сказочных героев или животных) и просите ребенка рассказать и описать, что он видит. Для этого можно с успехом использовать развивающее лото для детей.

Для детей 4- 5 лет можно показать серию картинок известной ему сказки с помощью которых он будет составлять рассказ целыми предложениями, а не отдельными словами.

7. Разгадывание загадок.

Дети очень любят загадки. Для начала нужно подобрать легкие загадки, которые они могли бы быстро разгадать, чтобы не угас к ним интерес. А затем подключать более сложные загадки, чтобы развивать мышление ребенка.

Для маленьких деток достаточно самому подобрать несложное описание загаданного слова. Например, кислый, желтый фрукт (лимон). Злой, серый, зубастый (волк). Рыжая, хитрая, умная (лиса). Колючий, маленький, коротконогий (еж).

8. Звуковое сопровождение действий.

Расскажите, что некоторые действия сопровождаются определенными звуками. Например, капает дождь – «кап-кап». Хлопаем в ладоши- «хлоп-хлоп». Стучим в дверь – «тук-тук»… Повторяйте все движения с ребенком, сопровождая их звуками. Потом ребенок научится сам выполнять все выученные движения со звуками.

9. Выполнение поручений с описанием действий.

Сначала попросите ребенка найти и принести вам что-то, что лежит на виду. Позже усложняем задание и просим найти или выбрать нужное среди других предметов. Спрашиваем, что он вам принес и где оно лежало.

10. Речевое сопровождение действий.

Используйте веселые детские стихи с движениями для этого упражнения. Такие как «Мишка косолапый», «Идет коза рогатая», «Комары и мошки», «Зайчик серенький» и другие. С их помощью ребенок сопровождает все свои движения развернутой речью. Самыми интересными стишками с движениями я поделюсь с вами в скором времени.

11. Разыгрывание сценок, сказок.

Разыграйте простую сценку или знакомую сказку с любимыми игрушками малыша. После сценки спросите у ребенка, что он видел и что ему понравилось.

Дети постарше могут сами разыграть сценку или придумать конец вашей сказки

12. Подбор рифмы.

Сначала объясните, что рифма – это 2 слова, которые оканчиваются одинаково. Например, пол-гол.

Предложите подобрать рифму к простым словам: кучка, ток, мошка, сечка, стол, кружка, печка, ручка, фишка, сон.

13. Разучивание рифмоплетов, считалок.

Всем детям очень нравятся разные рифмоплеты, считалки. Рифмоплеты очень полезны при конфликтах между детьми.

Мирись, мирись и больше не дерись, а если драться будешь, ты друга не получишь.

Ты, рука, трясись, трясись, только с ( имя ребенка) не дерись.

Уходи обида – ты уже забыта.

А веселые считалки можно использовать во время игр. Они очень нравятся детям, поэтому быстро запоминаются.

Во время упражнений для развития речи ребенка необходимо соблюдать определенные условия:

1. Занятия не должны быть длительными ( 5-10 минут). Лучше всего разделять выполнение заданий в разное время в течении дня.

2. Упражнения должны нравится малышам. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что он не хочет. Лучше придумать, что-то интересное, чтобы привлечь его к занятиям. Например, сказочный герой, красивые картинки или что-то вкусненькое.