Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом тесно связанным с умственным развитием человека. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным становится произношение звуков, более развернутыми фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Значительно увеличивается словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.
Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближении с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое внимание на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.
Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:
O Воспитание звуковой культуры речи;
O Обогащение активного и пассивного словаря;
O Формирование грамматического строя речи;
O Развитие связной речи.
Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.
Ниже предлагаю несколько речевых игр – помощниц, стимулирующих развитие речи ребенка, обогащающие его словарь.
Игра « Скажи наоборот»
Родитель предлагает ребенку назвать противоположное по значению слово:
O прилагательные: мокрый – сухой, добрый – злой, тупой – острый, светлый – темный, горячий – холодный, послушный – озорной, сильный – слабый, кривой – прямой;
O существительные: день – ночь, добро – зло, мальчик – девочка, богатство – бедность, жадность – щедрость;
O глаголы: бежать – стоять, смеяться – плакать, кричать – молчать, открывать – закрывать.
Игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Взрослый произносит предложение. Ребенок называет последнее слово и с ним же придумывает новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Игры – помощники для овладения основами грамоты.
Игра «Закончи слово»
Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет начало слова, ребенок должен бросить мяч обратно и сказать конец слова.
Игра «Волшебные кубики»
Цель: закреплять умение детей определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ребенку предлагается собрать какое – нибудь слово, например «слон». Взрослый обращает внимание ребенка на первые звуки в словах. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука «с». Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук «л», «о», «н».
Игра «Найди братца»
Цель: закреплять умение определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: предметные картинки.
Взрослый выставляет предметные картинки в один ряд. Ребенок должен разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук твердый «б». Положу белку, первый звук в этом слове мягкий «б». Эти звуки братцы.
Игра «Красный – белый»
Цель: учить интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: красный и белый кружки.
Взрослый называет слова. Если в слове ребенок услышал заданный звук, то поднимает красный кружок, если заданного звука нет – белый.