Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Развиваем речь детей шестилеток

 

 

   Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом тесно связанным с умственным развитием человека. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи.  Все более правильным становится  произношение звуков, более развернутыми фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Значительно увеличивается словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.

   Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближении с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

   Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет  положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое внимание на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.

   Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

O Воспитание звуковой культуры речи;

O Обогащение активного и пассивного словаря;

O Формирование грамматического строя речи;

O Развитие связной речи.

   Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.

   Ниже предлагаю несколько речевых игр – помощниц, стимулирующих развитие речи ребенка, обогащающие его словарь.

   Игра « Скажи наоборот»

Родитель предлагает ребенку назвать противоположное по значению слово:

O прилагательные: мокрый – сухой, добрый – злой, тупой – острый, светлый – темный, горячий – холодный, послушный – озорной, сильный – слабый, кривой – прямой;

O существительные: день – ночь, добро – зло, мальчик – девочка, богатство – бедность, жадность – щедрость;

O  глаголы: бежать – стоять, смеяться – плакать, кричать – молчать, открывать – закрывать.

 

Игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Взрослый произносит предложение. Ребенок называет последнее слово и с ним же придумывает новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Игры – помощники для овладения основами грамоты.

 Игра «Закончи слово»

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет начало слова, ребенок должен бросить мяч обратно и сказать конец слова.

Игра «Волшебные кубики»

Цель: закреплять умение детей определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ребенку предлагается собрать какое – нибудь слово, например «слон». Взрослый обращает внимание ребенка на первые звуки в словах. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука «с». Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук «л», «о», «н».

Игра «Найди братца»

Цель: закреплять умение определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: предметные картинки.

Взрослый выставляет предметные картинки в один ряд. Ребенок должен разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук твердый «б». Положу белку, первый звук в этом слове мягкий «б». Эти звуки братцы.

Игра «Красный – белый»

Цель: учить интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: красный и белый кружки.

Взрослый называет слова. Если в слове ребенок услышал заданный звук, то поднимает красный кружок, если заданного звука нет – белый.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"