Уважаемые родители, вот и наступил последний год пребывания вашего ребенка в детском саду. Скоро мы будем провожать их, любимых и родных в школу.
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.
Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.
Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:
— Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.
— Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.
— Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.
Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.
Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.
Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»
Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.
Позвольте дать вам несколько рекомендаций по подготовке к школе:
Рекомендации родителям по развитию мышления
¦ Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
¦ Учить составлять группу из отдельных предметов.
¦ Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
¦ Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
¦ Учить сравнивать предметы.
¦ Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
¦ Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
¦ Побуждать делать самостоятельные выводы.
¦ Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
¦ Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
¦ Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
¦ Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
¦ Учить устанавливать причинно-следственные связи.
¦ Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
¦ Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
¦ Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения для развития мышления
¦ «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
¦ «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
¦ «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
¦ «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
¦ «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.
¦ «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
¦ Загадки.
Рекомендации родителям по развитию памяти
¦ Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
¦ Обучать культуре запоминания.
¦ Учить вспоминать последовательность событий.
¦ Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
¦ Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
¦ Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
¦ Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения для развития памяти
¦ «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
¦ «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
¦ «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
¦ «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
¦ «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
¦ «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
¦ «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
¦ «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
¦ «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
¦ «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
¦ «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
¦ «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации родителям по развитию внимания
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
¦ Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
¦ Часто менять формы деятельности.
¦ Использовать на занятиях элементы игры.
¦ Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
¦ Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
¦ Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
¦ Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
¦ Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
¦ Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
¦ Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
¦ «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
¦ Игры-головоломки.
¦ Загадки.
¦ «Найди отличия».
¦ «Найди два одинаковых предмета».
¦ «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
¦ «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
¦ «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
¦ «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
¦ «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.