Искусство играет важную роль в гармоническом воспитании и развитии личности маленького ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества, к художественной культуре.
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись.
При знакомстве детей с живописью решается следующие развивающие и воспитательные задачи:
O Продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству - как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.
O Воспитание эмоционально-эстетических чувств и ориентации на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера (отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам; правильное отношение к доброму и злому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям).
O Формирование образных представлений о предметах и явлениях
окружающего мира, видения их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимания взаимосвязи красоты природных явлений.
O Развитие художественного восприятия произведений искусства. Подведение детей к пониманию единства содержания и некоторых средств выразительности в разных видах искусств.
O Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.
Дети 4 – 5 лет знакомятся со следующими жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Далее предлагаю вам ряд игр и упражнений для ознакомления детей с этими жанрами живописи:
O Приобщая ребенка к искусству рисования, поиграйте с ним дома:
«Спонтанное рисование».
Предложите ребенку пофантазировать, включите тихую спокойную музыку; дайте листы бумаги разного формата и формы, краску и карандаши, ножницы, клей и различные материалы для аппликации. И пусть ваш ребенок в течение 20-45 минут рисует все, что ему захочется, украшает рисунок аппликацией. Предоставьте ему полную свободу, и если ребенок вдруг задумался, не понимая, что от него нужно, помогите ему начать свою работу.
«Дорисуй фигуры».
Вам понадобиться немного потрудиться для начала, т.е. приготовить рисунок с недорисованными геометрическими фигурами, пусть ребенок сам догадается какую фигуру он дорисовал, попросите заштриховать ту или иную фигуру, обвести линию.
«Помоги художнику».
Вам понадобятся простые рисунки. На которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т.д.). Ребенок называет недостающую часть, а также может сразу дорисовать её.
Можно усложнить задание, представив простой рисунок с отсутствием наиболее важной детали (например: лицо человека без носа или губ, или ушей; собака без лапы или без хвоста и т.д.)
O Для того, чтобы ребенок отличал разные жанры живописи, можно поиграть с ним в следующие игры:
«Из чего состоит пейзаж»
Цель: закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
«Собери пейзаж»
Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.
По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету.
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
«Из чего состоит натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.
«Мозаика – натюрморт»
Цель: собрать натюрморт из разрезанных частей.
«Составь портрет сказочного героя»
Цель: закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.
Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.
«Придумай и собери портрет»
Цель: закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.
O Знакомьте детей с литературными произведениями для ознакомления с изобразительным искусством.
ПЕЙЗАЖ
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
ПОРТРЕТ
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
НАТЮРМОРТ
Если видишь на картине Или бронзовую вазу,
Чашку кофе на столе, Или грушу, или торт,
Или морс в большом графине, Или все предметы сразу -
Или розу в хрустале, Знай, что это натюрморт.
O И конечно посещайте с детьми музеи города, выставки художников.
Желаю вам успехов!