А теперь расскажи сам!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

А теперь расскажи сам!

 

   

Пересказ – умение комплексное. Предполагается, что ребенок воспринимает текст на слух и понимает, о чем он. Далее, ребенок должен уметь текст анализировать, или выделять тему (о чем текст?), идею (что хотел сказать автор?), видеть структуру текста, описывать персонажей, их характер, внешность, рассуждать об их поступках .Наконец, ребенок должен владеть речью в степени, достаточной для того, чтобы понятно, четко и полно выразить свою мысль. Вспомним, как покоряется эта вершина – шаг за шагом.

1шаг: помогаем ребенку научиться слышать, понимать и повторять

В возрасте от года до трех лет кроха подражает взрослому. Ребенку пока не даются многие сложные звуки (шипящие ж, ш, щ, ч), слова из нескольких слогов, предложения. Пусть учится понимать речь на слух и повторять за вами звуки, слова и фразы.

Речь взрослого должна соответствовать определенным требованиям:

-говорите правильно, чисто, и эмоционально;

-хорошо артикулируйте слова (ребенок должен видеть движения ваших губ);

-слова и фразы проговаривайте по несколько раз;

-не повторяйте детские слова – заменители .Побуждайте ребенка повторять за вами звуки, слова и фразы, озвучивая сказки, потешки, короткие стихи. Простые движения оживят игру, дольше удержат внимание ребенка, удовлетворят его потребность в движении.

2 шаг: помогаем ребенку научиться говорить

На следующем этапе ребенок начинает осваивать активную речь. Что может ускорить этот процесс?

-Повторение речевого материала. Ребенок готов слушать сказки, стихи по много раз. Так он лучше запоминает. И даже начинает «подсказывать» маме, что там дальше. Делайте паузу, дожидаясь его подсказки.

-Паузы в речи. Не торопите ребенка, дайте высказаться. Он ошибся, исказил слово или фразу? Все равно хвалите за старание!

-Вопросы Чем бы вы ни занимались, спрашивайте ребенка: « кто это?», «что это?», «что он/она делает?».

-Договаривание последних слов в тексте.

Это не сложно, если хорошо знаешь сказку, например, «Курочка Ряба». Вы говорите: «Жили – были…»- пауза. Ребенок продолжает: «Дед и баба».

-Использование загадок. Они должны быть рифмованными, краткими и доступными.

Как гора, огромный он –

Очень добрый серый…(слон)

Апельсины и бананы          

Очень любят…(обезьяны)

Сначала можно показать предмет или картинку. Затем ребенок выбирает отгадку из набора предметов или их изображений. Так развивается  и речь, и мышление. Наконец ребенок все делает без подсказок.

-Обыгрывание текста. Помогает воспринять и осмыслить текст в целом. Вам «подыграет» пальчиковый театр. Знания, подкрепленные эмоциями, запоминаются лучше.

3 шаг: запоминаем и пересказываем текст

Если ваше чадо уже овладело речью, попробуйте обсудить с ним произведение целиком и проверить, насколько хорошо ребенок запомнил текст:

-Что выбрать для пересказа? Рассказы Л. Толстого для детей(«Косточка», «Лев и собачка»). Описанные в них ситуации близки ребенку, а тексты короткие и несложные.

-С чего начать беседу? Спросите, понравилось ли произведение и почему. О чем говорится в тексте? Помогите ответить развернуто. Пусть вспомнит, как зовут главного героя, как он выглядит, какой у него характер. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Обращайте внимание, что у книги есть автор.

-Рассмотрите иллюстрации к тексту. О чем они рассказывают? Как изображены герои и почему? Высказывая свою точку зрения, можете намеренно ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив собственное мнение.

-Объясняйте незнакомые слова. Например, читая «Теремок», объясните, что такое терем, покажите картинку. Обращайте внимание на то, как образуются новые слова: слон – слоненок, медведь – медвежонок. А как назвать детеныша волка или лисы? Так вы расширяете словарный запас ребенка, учите быть внимательным к слову и контролируете понимание текста.

-Читайте выразительно. Старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, значимые фрагменты текста. Эмоциональная  речь запоминается гораздо лучше.

-Предложите пересказать текст вместе. Начните сами, а ребенок пусть продолжит. Пересказывая, вы можете сделать вид, что забыли продолжение текста. Если малыш помнит, его гордости и радости не будет предела! Обязательно похвалите за внимательность. Такой вид работы – пересказ по очереди – помогает развивать умение следить за речью другого человека.

В освоении речи, как в любом другом деле, важно создать атмосферу доверия. Так вы поможете своему ребенку раскрыться и достичь лучших результатов.

Умение понимать речь (текст) последовательно и точно выражать мысли поможет вашему ребенку хорошо учиться, стать профессионалом своего дела и успешным человеком.

Чтобы разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте искренний интерес к беседе.

Хвалите ребенка за успехи, но не ругайте за промахи: ошибается каждый, главное – вовремя заметить свою ошибку и исправить ее.

Обсуждайте книги и фильмы, картины и песни, а также прошедший день .Создайте атмосферу доверия – так вы поможете ребенку раскрыться.

Полнота и глубина понимания текста зависят от словарного запаса. Как его можно расширить? Играйте в «Города», в «Съедобное – несъедобное», предложите подобрать слова к определениям («Что бывает мягким?») или определения к словам («Опиши яблоко»). Рисуйте слова, придумывайте к ним ассоциации, сочиняйте вместе истории.
Дата последнего обновления страницы 13.05.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»