Пальчиковая гимнастика важна для развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов, при помощи пальцев. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитие кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения могут убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.
-Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.
-Сначала все упражнения выполняются медленно.
-Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой и наконец, двумя одновременно.
Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики за столом.
1.Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2.Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
3.Поочередное поднимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки, обеих рук одновременно.
4.Имитация игры на пианино.
5.Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧИКИ» (указательные и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
7. «Футбол» - забивание шариков, карандашей одним двумя пальцами.
8Поочередная смена положения рук «КУЛАК-ЛАДОНЬ-РЕБРО». Выполняется правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
10.Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
Пальчиковая гимнастика в стихах.
Гусенок.
(Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог)
Вот проснулся, встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок
Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне.
Моя семья.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик папочка, (руку сжать в кулак поочередно разжимать пальцы начиная с большого).
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
Апельсин.
Мы делили апельсин. Много нас,
А он один.
(Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька-для бобра
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого).
А для волка кожура.
(Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь - (резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Кто куда!
Стирка.
Мы белье стирали – (трем кулачек о кулачек)
В речке полоскали - (движение ладонями вверх, вниз)
Выжали, развесили - (сжимаем, разглядываем кулачки)
То-то стало весело (фонарики) и. т. д.
Дом.
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.
Собака.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.
Елка.
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
- Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.