Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Профессиональные стандарты разработаны и применяются статье 195.2и статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
• при приеме на работу для определения квалификации работника;
• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46 , ч. 1,2 ст.52 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 №584).
Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.
Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).
О применении профессиональных стандартов см. также:
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584;
Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р;
Информацию Минтруда России от 10.02.2016;
Письма Минтруда России;
Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах (приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122).
При формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников см. Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования.
Профессиональные стандарты Образования
Код |
Наименование стандарта |
Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт |
01.001 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ссылка |
01.003 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38994 |
ссылка |
01.004 |
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993 |
ссылка |
01.005 |
Специалист в области воспитания (педагог-организатор)
Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406 |
ссылка |
05.005 |
«Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист" (инструктор по физической культуре) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г. № 630н
Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34135 |
ссылка |
Сайт профессионального союза работников народного образования и науки Российсуой Федерации: http://eseur.ru/Nachalo_primeneniya_professionalnogo_standarta_Pedagog_perenositsya_na_1_sentyabrya_2019_goda/
Сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты»: http://profstandart.rosmintrud.ru
Сайт Профстандартпедагога.ru
Профессиональный стандарт педагога призван:
-определять необходимую квалификацию педагога;
-обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
-обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
-содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.